Ритм – один из центральных, основополагающих элементов музыки, обуславливающий ту или иную закономерность в распределении звуков во времени.
Для того чтобы развитие ритмического слуха было наиболее эффективным, большое внимание уделяется речевым упражнениям и играм. Детей привлекает ритмика и созвучие стиха, а потешки, считалки неотделимы от игр детей и массовых танцев. Ритмические игры, теснейшим образом связаны с моторикой, мышечной активностью человека, поэтому надо научить ребенка физически прочувствовать ритм.
Музыкальный слух развивается в тесной связи со слухом речевым. А речевой слух - это одна из основ музыкального слуха. Дети учатся пользоваться выразительными средствами, которые являются общими для речи и музыки. Это темп, ритм, регистр, тембр, звуковысотный рисунок, фактура, фразировка, форма. Все эти выразительные средства нами изучаются как в речи, так и в музыке, в речевых упражнениях, они доступны детям уже в младшем возрасте.
Рифмовки. Они построены по законам ритма и рифмы, служат развитию фонематического восприятия.
Я сегодня утром рано
Умывался из под…..(крана)
Часто к озеру напиться
Ходит рыжая …(лисица)
Чтобы ноги отдохнули
Посиди-ка ты на …(стуле)
Игра «Какое слово лишнее?»
Мак, бак, рак, банан;
Сом, ком, крокодил, дом;
Лимон, вагон, кот, батон.
"Звучащие жесты" - термин Гунильд Кетман, соратницы Карла Орфа. Так называется игра звуками своего тела: хлопками, шлепками, притопами, щелчками, цоканьем языка. В сочетании с речью они эффективно развивают чувство ритма, так как вносят в упражнения элемент движения, который необходим для ощущения музыки детьми и освоения её ритма, внутреннего пульса. Кроме того, использование звучащих жестов, способствуют развитию внимания и координации у детей.
Игра «На дворе»
Наши уточки с утра:
Кря – кря – кря (Инструмент)
Кря – кря – кря (жест или движение)
Наши гуси у пруда:
Га – га – га (инструмент)
Га – га – га (жесты или движение)
Наши курочки в окно:
Ко – ко – ко (инструменты)
Ко – ко – ко (жесты или движения)
Упражнение научит ребенка выявлять ритмический рисунок с помощью различных движений.
У маленькой Мэри
Большая потеря: - Прохлопай руками 7 раз
Пропал ее правый башмак.
В одном она скачет,
И жалобно плачет, - Протопайте ногами 7 раз
Нельзя без другого никак!
Но, милая Мэри,
Не плачь о потере. - Пройдите вперед на 4 шага
Ботинок для правой ноги. - Прохлопайте руками 3 раза
Сошьем тебе новый
Иль купим готовый, - Пройдите назад на 4 шага
Да только смотри - береги! - Прохлопайте руками 3 раза