Самая длинная дорога начинается с первого шага

Первый раз - в первый класс

Быстро летит время. И вот уже совсем скоро вчерашние дошколята перешагнут школьный порог. Если ребенок готов к школе, то роль ученика и все, что с ней связано, пойдет ему на пользу. И вместе с новым портфелем, формой и красивыми тетрадками, появятся ответственность, старательность и усидчивость. А вот если не готов....

Давайте же попробуем разобраться, что означает готовность ребенка к школе, и из чего она складывается. Чаще всего родители задумываются об интеллектуальной готовности, полагая, что если к поступлению в школу малыш научится читать, писать и решать примеры, то это гарантирует ему успех. На самом деле в последнее время большинство детей приходят в школу читающими, и поэтому нечитающий ребенок на этом фоне рискует оказаться в роли отстающего. Но на интеллектуальную готовность стоит посмотреть и с другой стороны. Ведь навыки счета и чтения не возникают сами по себе. Они «вырастают» на твердом фундаменте хорошо развитого внимания, памяти, речи, артикуляционного аппарата, зрительно-моторной координации и произвольной регуляции деятельности. Вот такой «багаж» действительно увеличивает шансы на успех не только в освоении навыков письма и чтения, но и в освоении новых, более сложных видов деятельности.

Но и это еще не все. Заостряя внимание на интеллектуальной готовности к школе, мы часто забываем о социально-психологической.

Давайте по порядку.

Социально-психологическая готовность включает в себя два компонента: социальный и психологический, которые тесно взаимосвязаны друг с другом. К первому можно условно отнести: готовность и умение ребенка взаимодействовать со сверстниками и с учителем, умение соблюдать правила, действовать по инструкции взрослого, адекватно реагировать на критику, отвечать у доски, выражать свое мнение и ….

Ко второму относятся: адекватный уровень самооценки и уровень притязаний, наличие положительной школьной мотивации, оптимальный уровень школьной тревожности, инициативность, интерес к познавательной деятельности....
Не мудрено и запутаться!

Вот с физиологической готовностью несколько проще. Понимая, что дети не развиваются строго по календарю, и имея один и тот же паспортный возраст, могут значительно отличаться друг от друга, современные ученые выделяют все-таки семилетний возраст, как некий порог, после которого организм ребенка считается физиологически готовым к школьным нагрузкам. А нагрузки, нужно заметить немалые! Например, нагрузка на сердечнососудистую систему ребенка в первые недели школьной жизни сопоставима с нагрузками, которые испытывают космонавты, во время полета в космос!

Но не стоит пугаться. Ведь организм ребенка имеет способность адаптироваться к новым условиям. И если ребенок идет в школу в СВОЕ время и при этом чувствует надежную поддержку близких взрослых, то через пару недель все становится на свои места.

Как поддержать сына или дочь в нелегкое, но, в то же время, радостное время, наверное, знает каждый родитель. Конечно же, не стоит думать, что проснувшись первого сентября, ваш ребенок станет совсем другим человеком, и теперь ему не нужны любимые игрушки, привычные «детские» забавы, а так же Ваши теплые объятия и сказка на ночь. Как раз все это ему жизненно необходимо, как крепкий тыл, как островок надежности, среди серьезных перемен, происходящих в его жизни.

Не стоит ругать ребенка за ошибки, корявые буквы или потерянную сменную обувь. Все это «издержки» адаптационного периода и для их преодоления маленькому школьнику нужны Ваша поддержка, помощь и внимание. Сравнивать ребенка стоит только с самим собой: раньше не умел, а теперь научился, вчера писал более аккуратно, чем сегодня и т. д. Сравнение с более успешными сверстниками может больно ранить ребенка, тем более, что в школе ему навряд ли удастся его избежать.

С помощью и поддержкой, вроде бы все понятно, а как же определить, когда нужно отдавать ребенка в школу. Тем более, если выбор стоит между шестью с половиной и семью с половиной годами. Как быть с этой коварной «половинкой», ведь можно до бесконечности взвешивать все «за» и «против», вспоминая примеры друзей и знакомых, которые отдали детей в школу «слишком рано» или «совсем поздно».

Конечно, в таком серьезном вопросе тяжело обойтись без помощи специалистов.


И наша ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА готова Вам помочь. Используя профессиональный психологический инструментарий, мы поможем Вам полноценно оценить готовность ребенка к школе, и дадим всю необходимую информацию для принятия правильного решения.


ПУСТЬ ПЕРВЫЙ ШАГ ЧЕРЕЗ ПОРОГ ШКОЛЫ СТАНЕТ НАЧАЛОМ БОЛЬШОГО, ИНТЕРЕСНОГО И РАДОСТНОГО ПУТИ ПОД НАЗВАНИЕМ «ШКОЛЬНАЯ ЖИЗНЬ»!


Материал подготовила
педагог-психолог Авторской школы «Ступеньки»
Наталья Владимировна Павлова